Сухарева Тамара Ивановна

Автор: Библиотека имени Ю.Ф. Федотова

Категории: Усть-Илимский район Усть-Илимск

Дата рождения: 4 мая 1932 г.

Место рождения: с. Листопад Воронежской области

Ребенок войны

Мне было 9 лет, когда началась война. Как у многих сверстников детство было трудным. Отца Сухарева Ивана Тимофеевича призвали на фронт и вскоре в ополчение забрали маму Сухареву Александру Павловну. Я с маленьким братом 1937 года рождения остались на попечении бабушки.
Работала на своем хозяйстве и в колхозе. Пололи свеклу мотыгой, убирали зерно, вязали снопы пшеницы и ржи. За нашу проделанную работу отмечали в тетради трудодни, их оплачивали зерном. Пахать сохой было довольно трудно, помогали соседи. Женщины тянули соху, а мы, дети, клубни бросали. Нас десятилетних считали взрослыми. Мы работали в поле, убирали урожай.
Летом не выдерживали жару, теряли сознание и бегали к пруду за водой. В то время медицинских работников не было,поэтому первую помощь мы оказывали себе сами.
Чтобы получить муку грубого помола, зерно нужно было измельчить-перемолоть. Старики сделали жернова - две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Из полученной муки пекли лепешки и хлеб с добавлением семена лебеды и листья лопуха. Детям всегда хочется сладкого. Для этого отваривали сахарную свеклу, резали на мелкие пластинки и в русской печи подсушивали. Очень вкусно, лучше конфет.
Летом заготавливали дрова, несли на плечах, а лес был далеко. Делали кизяки – это топка из навоза, смешанная с соломой. Все размешивали, разминали и лепили лепешки с размером с решето. Хорошо просушивали и хранили в сарае.
Электричества не было, а была керосиновая лампа. Хотелось учиться, а времени не хватало. Многие потом побросали учебу, а я упрямая и терпеливая не бросила.
Помню весной половодье, что не пройдёшь до школы. Я надевала валенки с шерстяными носками и шла в школу. Пока идешь, ноги намокнут. В школу приходили, переобувались и надевали сухие носки и так занимались.
Мама вернулась через 2 года из ополчения.Она из овечьей шерсти пряла пряжу на прялке и меня научила вязать. Вязали носки, перчатки с двумя пальцами, писали теплые письма с пожеланиями вернуться домой.
Собирали посылки на фронт солдатам. Некоторые солдаты писали от-ветное письмо, а мы радовались. В конце 1943 года отец вернулся с фронта инвалидом из-за ранения в ногу. Такая была встреча счастливая, что передать невозможно. Сколько слез радости. Потом через несколько лет он работал в колхозе, получал пенсию 80 рублей - единственные деньги в семье.
Я никогда не забуду, что с 8 класса обучение стало платное, За полугодие платили 75 рублей, если кто не оплачивал, то его отчисляли из школы. Меня за неуплату отчислили из школы. Сколько было слез. Я не могла дня пропустить, а тут целую неделю ждала пенсию. С тревогой сейчас об этом вспоминаю. Эта пенсия отца за инвалидность на месяц, а я побежала в этот же день в школу, к секретарю, чтобы расплатится. А на следующий день, радостнаяпошла в школу.
Засуха 1946-1947 гг. стала самой трудной. Несмотря, что детство было очень голодным, все мы очень дружили и помогали друг другу. Ранней весной ходили группой детей в лес и добывали себе пищу (луковицы первоцвета), собирали почки березы и молодые листочки разных деревьев.
На речке наловим двухстворчатых моллюсков, уйдем в лес, на костре их нагреем и с аппетитом съедим. У нас недалеко от речки находился заливчик, в котором было много рыбы.Весной мы ловили карасиков.
Думаете, как мы их ловили? Заходили в залив и мутили воду руками, а сами становились в кружок. Рыба без воздуха задыхалась и брюхом вверх, а мальчишки её фуражками ловили. Наловим её много, чтобы всем хватило. Потом отправлялись в лес, жарили рыбу на костре, ели и радовались.
Зимой было много снега, но мы на саночках брат с маленьким топори-ком и только на опушке леса, срубали молоденькие веточки, но боялись сторожа, потому - что он охранял лес. Было очень тревожно, холодно. Например: сельчане те, кто жили далеко от леса, им приходилось срубать кресты с могилок, когда настало лето, они восстановили кресты на кладбище.
Я счастлива, что не видела фашистов. Наше село от Воронежа 150 км. В то времясильно бомбили фашисты город, дрожали стекла, дома, с крыш сыпалась солома. Через наше село шла дорога «Воронеж – Саратов» и наши советские солдаты строили мост через речку Савалу. Готовили дорогу для танков. Солдаты жили летом в палатках, у них была своя пекарня, где они пекли хлеб.
Запах хлеба нас завораживал, и мы шли к солдатам, где нас угощали вкусным хлебом.Наши советские войска отбросили фашистов, защитили г. Воронеж. Так что мы не видели фашистов, это большое счастье.
Несмотря на материальные трудности, я все же закончила 10 классов. Учитель в то время на селе был уважаемым человеком. Мечта стать учителем у меня была с детства. Любимая игра – игра в школу. Усаживая кукол,я представляла себя в роли учителя строгой и справедливой. Мы очень любили своих учителей. Для нас они были божественным человеком, и родители относились к учителям с большим уважением.
После окончания школы поступила в Борисоглебский пединститут. После окончания получила право преподавать в семилетней школе, а я хотела работать со старшеклассниками.
Пришлось учиться заочно, сразу поступила на третий курс и заочно за-кончила Орловский пединститут в 1961 году.
К сожалению, семейная жизнь не совсем сложилась. В 45 лет я решила в корне изменить свою жизнь. Собралась и уехала за тысячи километров в город Усть-Илимск в 1977 году. У меня общий педагогический стаж 56 года, из них 32 года работала учителем биологии в школе №7.Мечта моя сбылась, я люблю воспитывать детей.
Мне 88 лет и я до сих пор провожу интересные мероприятия в школах № 7, 9 и коррекционной. Дети меня слушают и уважительно относятся ко мне.
Неоднократно поощрялась благодарственными письмами и награждена медалями «За долголетний и добросовестный труд», «50 лет победы в Великой Отечественной войне», 60 лет победы в Великой Отечественной войне», «65 лет победы в Великой Отечественной войне», «70 лет победы в Великой Отечественной войне», «75 лет победы в Великой Отечественной войне».
Выйдя на пенсию, провожу воспитательную работу среди молодежи и вечера памяти. Учу молодое поколение любить и ценить Родину.

Видеоматериалы

Комментарии

Оставить комментарий




ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛИЗОВАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАНТА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ФОНДОМ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ